Задание 8, 2
ПУНКТУАЦИОННЫЕ
ПРАВИЛА
А) Уточняющее
обстоятельство обособляется.
Б) Если
вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет первую, то между
частями предложения ставится двоеточие.
В) Между
частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) В тени,
падавшей на воду с раскидистых прибрежных кустов, блестели, как крошечные
светлые пуговки, водяные паучки.
2) На
улице, перед низкой оградой сада, собралось довольно много народа: добрые
граждане городка не хотели пропустить случая поглазеть на заезжих гостей.
3) На одной
из дорожек сада Владимир Сергеевич увидел какую-то фигуру, он пригляделся: то
была Марья Павловна.
4) Всё
ликовало и пело вокруг меня: и ромашки на меже, и пламя подсолнечников в разных
местах среди ржи.
5) На том
месте, с которого послышались крики, зажёгся и потух один огонёк, потом другой.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ
ПРАВИЛА
А) Вводное
слово обособляется.
Б) Уточняющее
обстоятельство выделяется запятыми.
В) Обстоятельство,
выраженное деепричастным оборотом, обособляется.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Утром
я, выспавшийся, полный свежих сил, вышел на вахту.
2) До чего
же хорошо, когда в воздухе разливается запах йода и океан расстилается вокруг,
как зеленый шелк.
3) В свежем
воздухе чувствовалась, однако, примесь какого-то странного запаха, и я не мог
понять, чем пахнет.
4) Оглядев
горизонт, я заметил вдалеке темную полоску, вроде как от набежавшей тучки.
5) Небо
по-прежнему сияло голубизной, и все же там, на блестящей поверхности моря,
что-то темнело.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ
ПРАВИЛА
А) Если
обобщающее слово стоит перед однородными членами, то после него ставится
двоеточие.
Б) Определение,
выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова,
обособляется.
В) Согласованное
приложение, стоящее после определяемого слова, обособляется.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) При
свете северного сияния, отражающегося на снежных сугробах, совершали мы лыжные
прогулки; казалось, мы находимся где-то на неведомой планете.
2) Дни
тянулись однообразно: приходил в гости сосед, или забегала на ужин сестра, или
я отправлялся на прогулку в поле.
3) Если на
черёмухе раскрылись почки, значит, окончательно проснулась и потеплела земля, а
весна вошла в полную силу.
4) Иволга,
обитательница берёзового леса, издаёт звучный, похожий на флейту свист.
5) В
русском языке существует три основных типа подчинительной связи слов в
словосочетании: согласование, управление и примыкание.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ
ПРАВИЛА
А) Обстоятельство,
выраженное деепричастным оборотом, обособляется.
Б) Между
однородными членами предложения, соединёнными противительным союзом, ставится запятая.
В) Между
частями сложносочинённого предложения ставится запятая.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Мы,
учителя, боялись Беликова.
2) Тихонько
напевая, он шёл зарослями вниз по реке.
3) Горы,
ещё не освещённые, выделялись на посветлевшем небе.
4) Туман
рассеивался, но ещё закрывал вершины деревьев.
5) Учебные
занятия делали дни очень интересными, но вечера проходили скучновато.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ
ПРАВИЛА
А) Между
частями сложносочинённого предложения ставится запятая.
Б) Вставная
конструкция может выделяться с помощью тире.
В) Между
однородными членами предложения перед второй частью двойного союза ставится
запятая.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Один
раз — это было в середине зимы — мы с друзьями, не договариваясь заранее,
встретились в центре города.
2) Бывало,
то отпрянут волжские волны от набережной в Саратове, то опять они к ней
приблизятся.
3) Книги —
корабли мысли, странствующие по волнам времени.
4) Я хотел
приняться за работу — не смог, хотел ничего не делать и не думать — не удалось.
5) Чтобы
стать счастливым, надо не только любить, но и быть любимым.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ
ПРАВИЛА
А) Обстоятельство,
выраженное существительным с производным предлогом, обособляется.
Б) Вводная
конструкция отделяется от других членов предложения запятой.
В) Обстоятельство,
выраженное сравнительным оборотом, обособляется.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Вдалеке,
на базарной площади, в тёмном небе проступал золотой купол церкви.
2) К нашему
величайшему огорчению, нам было строго запрещено приближаться к этому пруду.
3) Катер
подпрыгнул над морской поверхностью, как окрылённый зверь.
4) Он был
мрачен, несмотря на повисшую на его лице улыбку.
5) День
пролетал так быстро, точно часы превратились в секунды.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ
ПРАВИЛА
А) Определение,
выраженное причастным оборотом, стоящим после определяемого слова,
обособляется.
Б) Между
подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном
падеже, при нулевой связке ставится тире.
В) Междометие
отделяется запятой.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Комната,
в которую вступил Иван Иванович, была совершенно темна, потому что ставни были
закрыты.
2) Право,
нет се́рдца у охотников, уничтожающих птицу во время трудного пути, когда она
стремится туда, где проклюнулась из яйца и впервые увидела зелень.
3) «Ну, вам
пора идти, — заторопила Ирина. — Мне надо работать».
4) Давно
замечено, что одиноко растёт, не подпуская никого селиться возле себя, одно
только дерево — берёза.
5) Большая
воля — это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить
себя отказаться от чего-то, когда это нужно.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ
ПРАВИЛА
А) Вводные
конструкции обособляются.
Б) Между
подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном
падеже, при нулевой связке ставится тире.
В) Обстоятельство,
выраженное деепричастным оборотом, обособляется.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Этот
веселый, чистенький морской бережок — настоящий рай для детворы.
2) Становилось
слышно, как, отсчитывая секунды с точностью метронома, капает из крана вода.
3) По
некоторым независимым от слов движениям, вроде постукивания пальцами по столу,
мы можем судить о внутреннем состоянии собеседника, угадываем исходящую от него
доброжелательность или угрозу.
4) По всей
видимости, случилось что-то очень важное.
5) Выбрать
хорошую книгу — это значит найти себе друга.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ
ПРАВИЛА
А) Вводная
конструкция выделяется запятыми.
Б) Обстоятельство,
выраженное деепричастным оборотом, обособляется.
В) В
неполном предложении на месте пропуска члена предложения ставится тире.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Бора —
это яростный и таинственный ветер, который рождается где-то в горах около
Новороссийска, сваливается в круглую бухту и вызывает страшное волнение на Чёрном
море.
2) «Держитесь,
ребята, крепче!» — весело крикнул капитан, вцепившись в поручни.
3) С одной
стороны вала широкая полянка оканчивалась лесом, с другой — бежала маленькая
речка.
4) Мите
казалось, что го́ре, свалившееся на его плечи, сделало его глубоким стариком.
5) Руки, к
страшной моей досаде, дрожали, горло пересохло.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ
ПРАВИЛА
А) Обособленные
уточняющие члены предложения выделяются запятыми.
Б) Между
главной и придаточной частями сложноподчинённого предложения ставится запятая.
В) Обособленное
распространённое приложение выделяется запятыми.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) Ближе к
речке кое-где попадались кусты орешника, буйные заросли которого у самого берега
совсем вытеснили можжевельник.
2) Невдалеке
стояла кучка детей, похожая на распуганную стаю птиц.
3) Он
вообще не любил балета и только в угоду приятелю, балетному критику, приехал на
этот спектакль.
4) На
пустой дом тяжёлыми кусками падало молчание, точно комья земли в огромную
могилу.
5) Однажды
ночью, в короткую передышку между двумя снежными бурями, они увидали в небе
огненный отсвет далёкого вулкана.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ
ПРАВИЛА
А) Если
вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет первую, то между частями
предложения ставится двоеточие.
Б) Между
частями сложносочинённого предложения ставится запятая.
В) Вводное
слово выделяется запятыми.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) День
давно погас, и ясный вечер тихо таял и переливался в ночь, а беседа наша всё
продолжалась.
2) Александр
Сергеевич Пушкин перед смертью сказал, обращаясь к книгам: «Прощайте, друзья!»
3) У Гагина
была русская душа, правдивая, простая, но, к сожалению, без цепкости и
внутреннего жара.
4) Витька
Берестов был в классе самым маленьким, но старался ни в чём не отставать от
товарищей: он и бегал быстрее многих, и по канату поднимался до самого потолка,
и на перекладине подтягивался не хуже других.
5) Одинокие
деревья гнулись от ветра, отчего их почерневшие листья то льнули друг к другу,
то тоскливо трепетали и бились на тонких ветвях.
ПУНКТУАЦИОННЫЕ
ПРАВИЛА
А) Между
частями сложного бессоюзного предложения ставится двоеточие, если вторая
указывает на причину того, о чём говорится в первой части.
Б) Между
подлежащим и сказуемым, выраженными именами существительными в именительном
падеже, при нулевой связке ставится тире.
В) Если
обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения, то между
обобщающим словом и однородными членами ставится двоеточие.
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) По
улицам города, по его бульварам разлит удивительный аромат: это подошла
душистая пора, когда цветут липы, указывая на незаметно подступивший разгар
лета.
2) Липа —
древнейшая спутница города.
3) В городе
её стройные стволы и тенистые кроны украшают проспекты и бульвары, скверы и
старые парки.
4) Целые
города выросли под липами с названными в её честь именами — Липецк, Лиепая,
Лейпциг.
5) Народная
мудрость сумела разгадать многочисленные лечебные тайны этого дерева, вот
почему за помощью к нему обращаются при самых разных недугах: кашле, простуде,
ангине, ожогах.
1. Доктор
лечит детей, и они скоро (выздороветь).
2. В пункте
проката висело объявление «Осторожно (ездить) на самокате по улицам города».
3. Посёлок
расположен с (оба) сторон железной дороги.
4. Наши
связи с российскими вузами становятся более (крепкий).
5. Путь к
гостинице оказался (длинный), чем мы предполагали.
6. Мы купили
новые (контейнер) для хранения продуктов.
7. В магазин
мы пришли с (тысяча) рублей.
8. Бывает,
что за лёгким движением лицевых (мускулы) скрывается множество различных
эмоций.
9. В
(триста) метрах от моря расположились туристы.
10. Сынок,
(разжечь) костёр и подкинь больше сухих веток, чтобы быстрее разгорелось.
11. Бабушка
купила две пачки (вафли) по цене одной.
12. Песни
(цыгане) мелодичны и самобытны.
13. Мы
каждую весну (стричь) декоративные кусты в нашем саду и обрезаем сухие ветки на
деревцах.
14. Организатор
обратился с речью к (четыреста) участникам форума.
15. Автомобиль
внезапно (заглохнуть) на дороге, потому что в баке закончился бензин.
16. Хороший
урожай (помидор) порадовал и фермеров, и торговцев.
17. Летние
(месяц): июнь, июль, август — самые тёплые в году.
18. С
поставщиками услуг заключают типовые (договор) на длительный период.
19. Для
приготовления десерта понадобится банка консервированных (абрикосы).
20. К
пятнадцатому (апрель) планируется открытие новой библиотеки.
21. Крупный
город располагался в (полтораста) километрах от нашей деревни.
22. На этом
вопросе следует остановиться более (подробно).
23. Хороший
урожай (яблоко) порадовал и фермеров, и торговцев.
24. Врачи
предупреждают о вреде неумеренного употребления (чипсы) и газированной воды.
25. Для
изготовления плетёных (сиденья) используют капроновые полоски, имитирующие
ротанговую соломку.
26. Завтра
мы (испечь) традиционный торт «Наполеон».
27. Пароход
отплывает, вслед (он) звучит прощальный марш.
28. С моими
(пятьдесят) баллами по математике нечего было и мечтать о поступлении на
бюджет.
29. После
спектакля режиссёр обратился с речью к (восемьсот) зрителям.
30. Самому
древнему маяку из действующих до наших дней более (шестьсот) лет.
31. Аромат
(шампунь) с запахом лаванды разлетелся по всей комнате.
32. Санкт-Петербург
расположен на (оба) берегах Невы.
33. На
совещании все (директор) школ высказались за внедрение в учебный процесс
современных он-лайн технологий.
34. (Пятьдесят)
километрами ниже по реке находилась сторожка лесника.
35. Без
труда найдут работу квалифицированные (слесарь), механики и сварщики.
36. Во время
выполнения упражнения поставьте ноги на ширине (плечи).
37. Со мной
Вера держалась более (скромно), чем с другими мальчишками.
38. И
маленькая победа над собой делает человека намного (сильный).
39. Лесная
малина ароматнее и (мелкий), чем садовая.
40. Пароход
отплывает, вслед (он) звучит прощальный марш.
(1)Он растяпа, этот Вовка. (2)Олег же его
предупреждал! (3)Деревенские ребята хорошие, но их надо авторитетом брать,
после этого они станут друзьями — во!
(4)А с авторитетом вот что вышло.
(5)Олег-то в Ольшанке сто раз был. (6)Он только вылез
из автобуса, и к нему сразу кинулись мальчишки: Минтин, Витёк и Егорка.
(7)Расхватали вещи и понесли к дому его родни.
(8)А у самого дома на Вовку пошёл какой-то сивобородый
козёл. (9)Чего козёл Сивка от Вовки хотел, неизвестно, и Вовка на всякий случай
попятился, споткнулся и шлёпнулся прямо в грязь.
(10)Витёк и Минтин ка-ак захохочут, за ними — самый
маленький — Егорка. (11)А Вовка от стыда готов был провалиться сквозь землю.
(12)После обеда Минтин с Витьком повели компанию в лес
в свой «фирменный» малинник.
(13)Вскарабкавшись на обрыв по узенькой тропе, они
очутились на заброшенной вырубке. (14)Это и был малинник: запах малины, жара и
шмелиное жужжание...
(15)Когда наелись малины, повернули назад и по дороге
решили зайти в старый парк.
(16)Одна из аллей шла в самый глухой угол парка.
(17)Там стояла бывшая барская контора, которая смотрела на прохожих пугающе
чёрными пустыми окнами.
(18)Солнце уже клонилось к закату, и было совсем
по-вечернему.
– (19)Здесь чёрт живёт, — неожиданно сказал
Минтин, — это все наши старики знают.
– (20)Там, — указал пальцем в небо Олег, —
космонавты круглосуточно вкалывают, а у вас — черти!
(21)Олег пихнул Вовку коленом и губами показал:
«Авторитет!..» (22)А вслух сказал:
– (23)Вовка, сходи в разведку и выведи этого чёрта на
чистую воду.
(24)Вовка поморщился… (25)А может, правда там
кто-нибудь есть?
– (26)Я с тобой пойду! — закричал Егорка.
– (27)Вдвоём и дурак сходит, — отрезал Олег. —
(28)Или ты один иди, или я один.
– (29)Ладно, пошёл я, — сказал Вовка.
(30)Он понимал: Олег точно уж пойдёт вместо него, но
тогда — хоть в другую школу уходи.
(31)Вовка медленно зашагал к чёрному входу и замер.
(32)Он зажмурил глаза, досчитал до пяти и вошёл. (33)Его охватила холодная, как
вода, тьма. (34)Сердце стучало у самого горла... (35)Но глаза понемногу
привыкли, и тьма немного рассеялась. (36)Он глянул в самый тёмный угол — прямо
на него смотрели жуткие золотые глаза. (37)Ох и взвизгнул он, а потом засмеялся
мелким, как дрожь, смехом и пошёл на эти глаза, ведь он разглядел под ними
знакомую сивую бороду.
– (38)Сивка, — с облегчением произнёс Вовка.
– (39)Молоток, старик! (40)Теперь ты легенда, Минтин
по всей деревне разнесёт, — как-то даже с завистью сказал Олег.
– (41)А, пустяки, главное, мы Сивку домой привели, —
ответил Вовка и немного, конечно, соврал.
(42)Но он рад был происшествию, потому что Витёк его
зауважал и Сивка оказался Сивкой, а не чем-то вроде...
Одноралов
Владимир Иванович (род. в 1946 г.) — оренбургский поэт, прозаик, публицист и
детский писатель.
3. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Как можно
завоевать уважение?». Дайте обоснованный ответ на вопрос, сформулированный в
теме сочинения.
Комментарии
Отправить комментарий