Задание 4. Сочинение.

 

1. СДВИНУЛ  — Приставка неизменяемая.

2. ЗАРЯ  — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса, который следует за корнем.

3. СКАТИТЬСЯ  — пишется приставка С-, потому что стоит перед буквой, обозначающей глухой согласный звук.

4. РАСТУЩИЙ  — в корне слова с чередующейся гласной перед -СТ- пишется буква А.

5. БЕЗЫНИЦИАТИВНЫЙ  — после русской приставки, оканчивающейся на согласную, пишется буква Ы.

6. (находиться) ЗДЕСЬ  — на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З.

7. РАСХОДНЫЙ (материал)  — на конце приставки перед буквой, обозначающий глухой согласный звук, пишется буква С.

8. СКАКАТЬ  — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от суффикса -А-.

9. ВЫРАЩЕННЫЙ (в теплице)  — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.

10. БЛЕСТИТ  — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от последующих согласных.

11. ПРИДУМАТЬ  — написание приставки определяется её значением  — расположение вблизи.

12. ПОДСМОТРЕТЬ  — приставка ПОД- неизменяемая.

13. (город) РОСТОВ  — написание безударной гласной в корне слова объясняется исключением из правила о чередующихся корнях.

14. ПРИОСТАНОВИТЬ (работу)  — написание приставки определяется её значением  — расположение вблизи.

15. ЗАРОВНЯТЬ (клумбу)  — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения слова.

16. ПОДЪЕЗД  — перед буквами Е, Ё, Ю, Я после приставок на согласные пишется разделительный Ъ.

17. СБИТЬ  — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

18. ОТДАТЬ  — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква Т.

19. (мне) БЕЗРАЗЛИЧНО  — неизменяемая приставка БЕЗ-.

20. ЗАПЕРЕТЬ (на ключ)  — написание безударной гласной в корне слова объясняется исключением из правила о чередующихся корнях.

21. ПРИОТКРЫТЬ (окно)  — написание приставки определяется её значением  — неполнота действия.

22. СФОТОГРАФИРОВАТЬ   — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

23. СЖИГАТЬ  — безударная гласная в корне слова проверяется формой слова, в котором гласный звук находится в ударном слоге.

24. (войти в) ЗДАНИЕ  — на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква З.

25. ЗАТИРАТЬ (швы на кафеле)  — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.

26. БЕСПОЛЕЗНЫЙ  — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

27. ВЫРАСТИТЬ (урожай)  — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.

28. ПРЕРВАТЬ  — написание приставки определяется её значением, близким к значению приставки пере-.

29. ЗДАНИЕ  — в приставке перед буквой, обозначающей звонкий согласный, пишется буква З.

30. ПРИВОКЗАЛЬНАЯ (площадь)  — Приставка ПРИ- пишется в значении неполноты действия.

31. ПРИЛАГАТЬ (усилия)  — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.

32. РАСЦАРАПАТЬ  — на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный звук, пишется буква С.

33. ПОДЫТОЖИТЬ  — после русской приставки, оканчивающейся на согласный, пишется буква Ы.

34. ПРИБИТЬ (к стене)  — приставка ПРИ- неизменяемая.

35. ОТРАСЛЬ (животноводства)  — написание безударной гласной в корне слова объясняется исключением из правила о чередующихся корнях.

36. ПРИОТКРЫЛ (дверь)  — приставка ПРИ- пишется в значении неполноты действия.

37. (цыплята) ПОДРОСЛИ  — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от суффикса.

38. ПРИШКОЛЬНЫЙ (участок)  — Приставка ПРИ- пишется в значении неполноты действия.

39. СОСЛАГАТЕЛЬНОЕ (наклонение)  — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от ударения.

40. ВСПОМИНАТЬ  — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения слова.

41. РАССТАВЛЯТЬ  — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

42. ПРИКАСАТЬСЯ  — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.

43. ПРЕУСПЕВАТЬ  — написание приставки определяется её значением, близким к значению приставке пере-.

44. РАСТАЯТЬ  — в корне слова с чередующейся безударной гласной перед -СТ- пишется буква А.

45. БЕЗВРЕДНЫЙ  — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква З.

46. ПРИСЛОНИТЬСЯ  — в корне слова с чередующейся гласной без ударения пишется буква О.

47. БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ  — написание безударной чередующейся гласной в корне слова определяется сочетанием последующих согласных СТ.

48. СКОСИТЬ (траву)  — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук, пишется буква С.

49. НЕИЗЪЯСНИМЫЙ  — буква разделительный Ъ пишется после приставки, оканчивающейся на согласный, перед буквой Я.

 

 

– (1)Няня, где Жучка?  — спрашивает Тёма.

– (2)Жучку в старый колодец бросил какой-то ирод,  — отвечает няня.  — (3)Весь день, говорят, визжала, сердечная...

(4)Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове. (5)У него мелькает масса планов, как спасти Жучку, он переходит от одного невероятного проекта к другому и незаметно для себя засыпает. (6)Он просыпается от какого-то толчка среди прерванного сна, в котором он всё вытаскивал Жучку, но она срывалась и вновь падала на дно колодца.

(7)Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу. (8)На дворе светает.

(9)Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт:

– (10)Жучка, Жучка!

(11)Жучка, узнав голос хозяина, радостно и жалобно визжит.

– (12)Я сейчас тебя вызволю,  — кричит он, точно собака понимает его.

(13)Фонарь и два шеста с перекладиной внизу, на которой лежала петля, начали медленно спускаться в колодец. (14)Но этот так хорошо обдуманный план неожиданно лопнул: как только приспособление достигло дна, собака сделала попытку схватиться за него, но, потеряв равновесие, свалилась в грязь.

(15)Мысль, что он ухудшил положение дела, что Жучку можно было ещё спасти и теперь он сам виноват в том, что она погибнет, заставляет Тёму решиться на выполнение второй части сна  — самому спуститься в колодец.

(16)Он привязывает верёвку к одной из стоек, поддерживающих перекладину, и лезет в колодец. (17)Он сознаёт только одно: времени терять нельзя ни секунды.

(18)На мгновенье в душу закрадывается страх, как бы не задохнуться, но он вспоминает, что Жучка сидит там уже целые сутки. (19)Это успокаивает его, и он спускается дальше.

(20)Жучка, опять усевшаяся на прежнее место, успокоилась и весёлым попискиванием выражает сочувствие безумному предприятию. (21)Это спокойствие и твёрдая уверенность Жучки передаются мальчику, и он благополучно достигает дна.

(22)Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку, затем поспешно карабкается наверх. (23)Но подниматься труднее, чем спускаться! (24)Нужен воздух, нужны силы, а того и другого у Тёмы уже мало. (25)Страх охватывает его, но он подбадривает себя дрожащим от ужаса голосом:

– (26)Не надо бояться, не надо бояться! (27)Стыдно бояться! (28)Трусы только боятся! (29)Кто делает дурное  — боится, а я дурного не делаю, я Жучку вытаскиваю, меня мама с папой за это похвалят.

(30)Тёма улыбается и снова спокойно ждёт прилива сил. (31)Таким образом, незаметно его голова высовывается наконец над верхним срубом колодца. (32)Сделав последнее усилие, он выбирается сам и вытаскивает Жучку. (33)Но теперь, когда дело сделано, силы быстро оставляют его, и он падает в обморок.

 

(По Н. Гарину-Михайловскому)

 

 Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что значит отвечать за кого-нибудь?». Дайте определение выражению ОТВЕТСТВЕННОСТЬ и прокомментируйте его, ответив на вопрос, сформулированный в теме сочинения.

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Задание 7

Задание 1

Задание 2. Осложненные предложения.