Задание 4. Сочинение.
1.
СДВИНУЛ — Приставка неизменяемая.
2.
ЗАРЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от
суффикса, который следует за корнем.
3.
СКАТИТЬСЯ — пишется приставка С-, потому что стоит перед буквой, обозначающей
глухой согласный звук.
4.
РАСТУЩИЙ — в корне слова с чередующейся гласной перед -СТ- пишется буква А.
5.
БЕЗЫНИЦИАТИВНЫЙ — после русской приставки, оканчивающейся на согласную,
пишется буква Ы.
6.
(находиться) ЗДЕСЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий
согласный звук, пишется буква З.
7.
РАСХОДНЫЙ (материал) — на конце приставки перед буквой, обозначающий глухой
согласный звук, пишется буква С.
8.
СКАКАТЬ — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от
суффикса -А-.
9.
ВЫРАЩЕННЫЙ (в теплице) — написание безударной чередующейся гласной в корне
слова зависит от суффикса.
10.
БЛЕСТИТ — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от
последующих согласных.
11.
ПРИДУМАТЬ — написание приставки определяется её значением — расположение
вблизи.
12.
ПОДСМОТРЕТЬ — приставка ПОД- неизменяемая.
13.
(город) РОСТОВ — написание безударной гласной в корне слова объясняется
исключением из правила о чередующихся корнях.
14.
ПРИОСТАНОВИТЬ (работу) — написание приставки определяется её значением —
расположение вблизи.
15.
ЗАРОВНЯТЬ (клумбу) — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит
от лексического значения слова.
16.
ПОДЪЕЗД — перед буквами Е, Ё, Ю, Я после приставок на согласные пишется
разделительный Ъ.
17.
СБИТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук,
пишется буква С.
18.
ОТДАТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный звук,
пишется буква Т.
19.
(мне) БЕЗРАЗЛИЧНО — неизменяемая приставка БЕЗ-.
20.
ЗАПЕРЕТЬ (на ключ) — написание безударной гласной в корне слова объясняется
исключением из правила о чередующихся корнях.
21.
ПРИОТКРЫТЬ (окно) — написание приставки определяется её значением — неполнота
действия.
22.
СФОТОГРАФИРОВАТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой
согласный звук, пишется буква С.
23.
СЖИГАТЬ — безударная гласная в корне слова проверяется формой слова, в котором
гласный звук находится в ударном слоге.
24.
(войти в) ЗДАНИЕ — на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий
согласный звук, пишется буква З.
25.
ЗАТИРАТЬ (швы на кафеле) — написание безударной чередующейся гласной в корне
слова зависит от его лексического значения.
26.
БЕСПОЛЕЗНЫЙ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный
звук, пишется буква С.
27.
ВЫРАСТИТЬ (урожай) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова
зависит от ударения.
28.
ПРЕРВАТЬ — написание приставки определяется её значением, близким к значению
приставки пере-.
29.
ЗДАНИЕ — в приставке перед буквой, обозначающей звонкий согласный, пишется
буква З.
30.
ПРИВОКЗАЛЬНАЯ (площадь) — Приставка ПРИ- пишется в значении неполноты
действия.
31.
ПРИЛАГАТЬ (усилия) — написание безударной чередующейся гласной в корне слова
зависит от ударения.
32.
РАСЦАРАПАТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей звонкий согласный
звук, пишется буква С.
33.
ПОДЫТОЖИТЬ — после русской приставки, оканчивающейся на согласный, пишется
буква Ы.
34.
ПРИБИТЬ (к стене) — приставка ПРИ- неизменяемая.
35.
ОТРАСЛЬ (животноводства) — написание безударной гласной в корне слова
объясняется исключением из правила о чередующихся корнях.
36.
ПРИОТКРЫЛ (дверь) — приставка ПРИ- пишется в значении неполноты действия.
37.
(цыплята) ПОДРОСЛИ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова
зависит от суффикса.
38.
ПРИШКОЛЬНЫЙ (участок) — Приставка ПРИ- пишется в значении неполноты действия.
39.
СОСЛАГАТЕЛЬНОЕ (наклонение) — написание безударной чередующейся гласной в
корне слова зависит от ударения.
40.
ВСПОМИНАТЬ — написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от
лексического значения слова.
41.
РАССТАВЛЯТЬ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный
звук, пишется буква С.
42.
ПРИКАСАТЬСЯ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит
от его лексического значения.
43.
ПРЕУСПЕВАТЬ — написание приставки определяется её значением, близким к
значению приставке пере-.
44.
РАСТАЯТЬ — в корне слова с чередующейся безударной гласной перед -СТ- пишется
буква А.
45.
БЕЗВРЕДНЫЙ — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой согласный
звук, пишется буква З.
46.
ПРИСЛОНИТЬСЯ — в корне слова с чередующейся гласной без ударения пишется буква
О.
47.
БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ — написание безударной чередующейся гласной в корне слова
определяется сочетанием последующих согласных СТ.
48.
СКОСИТЬ (траву) — на конце приставки перед буквой, обозначающей глухой
согласный звук, пишется буква С.
49.
НЕИЗЪЯСНИМЫЙ — буква разделительный Ъ пишется после приставки, оканчивающейся
на согласный, перед буквой Я.
– (1)Няня, где Жучка? — спрашивает Тёма.
– (2)Жучку в старый колодец бросил какой-то ирод, —
отвечает няня. — (3)Весь день, говорят, визжала, сердечная...
(4)Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли
роем теснятся в его голове. (5)У него мелькает масса планов, как спасти Жучку,
он переходит от одного невероятного проекта к другому и незаметно для себя
засыпает. (6)Он просыпается от какого-то толчка среди прерванного сна, в
котором он всё вытаскивал Жучку, но она срывалась и вновь падала на дно
колодца.
(7)Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма
на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума,
выходит на террасу. (8)На дворе светает.
(9)Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт:
– (10)Жучка, Жучка!
(11)Жучка, узнав голос хозяина, радостно и жалобно
визжит.
– (12)Я сейчас тебя вызволю, — кричит он, точно
собака понимает его.
(13)Фонарь и два шеста с перекладиной внизу, на
которой лежала петля, начали медленно спускаться в колодец. (14)Но этот так
хорошо обдуманный план неожиданно лопнул: как только приспособление достигло
дна, собака сделала попытку схватиться за него, но, потеряв равновесие,
свалилась в грязь.
(15)Мысль, что он ухудшил положение дела, что Жучку
можно было ещё спасти и теперь он сам виноват в том, что она погибнет,
заставляет Тёму решиться на выполнение второй части сна — самому спуститься в
колодец.
(16)Он привязывает верёвку к одной из стоек,
поддерживающих перекладину, и лезет в колодец. (17)Он сознаёт только одно:
времени терять нельзя ни секунды.
(18)На мгновенье в душу закрадывается страх, как бы не
задохнуться, но он вспоминает, что Жучка сидит там уже целые сутки. (19)Это
успокаивает его, и он спускается дальше.
(20)Жучка, опять усевшаяся на прежнее место,
успокоилась и весёлым попискиванием выражает сочувствие безумному предприятию.
(21)Это спокойствие и твёрдая уверенность Жучки передаются мальчику, и он
благополучно достигает дна.
(22)Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами собаку,
затем поспешно карабкается наверх. (23)Но подниматься труднее, чем спускаться!
(24)Нужен воздух, нужны силы, а того и другого у Тёмы уже мало. (25)Страх
охватывает его, но он подбадривает себя дрожащим от ужаса голосом:
– (26)Не надо бояться, не надо бояться! (27)Стыдно
бояться! (28)Трусы только боятся! (29)Кто делает дурное — боится, а я дурного
не делаю, я Жучку вытаскиваю, меня мама с папой за это похвалят.
(30)Тёма улыбается и снова спокойно ждёт прилива сил.
(31)Таким образом, незаметно его голова высовывается наконец над верхним срубом
колодца. (32)Сделав последнее усилие, он выбирается сам и вытаскивает Жучку.
(33)Но теперь, когда дело сделано, силы быстро оставляют его, и он падает в
обморок.
(По Н. Гарину-Михайловскому)
Напишите
сочинение-рассуждение на тему «Что значит отвечать за кого-нибудь?». Дайте
определение выражению ОТВЕТСТВЕННОСТЬ и прокомментируйте его, ответив на
вопрос, сформулированный в теме сочинения.
Комментарии
Отправить комментарий