Разминка + сочинение
Грамматическая
основа
1.
Культура человека выражается не только в умении говорить.
2.
Если даже захочешь возразить собеседнику, терпеливо выслушай его до конца.
3.
Непривлекателен человек, который не умеет владеть собой.
4.
Этим он унижает не только собеседника, но и себя.
5.
Убеждай силой логики, фактами, не торопись навязывать своё мнение.
6.
Язык — это продукт общественной деятельности, отличительная особенность
общества.
7.
А зачем нужен язык?
8.
Сотрудничество учёных различных стран призвано сыграть свою роль в решении
проблем.
9.
Говоря о значении изобретений, следует помнить об ответственности учёных.
10.
В мире существует непонимание места и роли науки.
11.
Этот ген отвечает за продукцию одного из ферментов печени.
12.
По мнению учёных, в этом случае рис станет устойчивым к пестицидам.
13.
Ведь человеческий фермент универсален и позволяет противостоять различным
химикатам.
14.
Хотя диалог обычно противопоставляют монологу.
15.
Диалог — живая форма общения, он может длиться долго.
16.
Правда, на сцене монолог звучит более естественно, чем в жизни.
17.
Коррозия — это разрушение металлов.
18.
Чтобы защитить металл от разрушения, рекомендуют использование материалов, не
подвергающихся коррозии.
19.
Добавление к стали титана увеличивает её антикоррозийные свойства.
20.
А для защиты металлов от атмосферной коррозии часто применяют такой способ.
21.
Однако такой способ защиты металла оказывается довольно дорогим.
22.
Знаете ли вы, что идея создания сверхпланеты принадлежит К. Э. Циолковскому?
23.
Однако в 1960 году американский учёный-физик развил эту смелую мысль русского
учёного.
24.
Он, вероятно, не знал ничего о книгах Циолковского.
25.
И тем не менее произошла, образно говоря, своеобразная эстафета мысли.
26.
По существу, американский профессор выдвинул проект.
Характеристика
предложений
1.
Хорошо, когда у человека есть любимая работа, когда он стремится овладеть ею,
постичь её в совершенстве.
2.
Каждый человек по-своему переживает золотые минуты, когда он учится нужному и
интересному делу.
3.
Сначала чувствуешь себя беспомощным, потому что голова знает, как работать, а
руки пока не слушаются.
4.
Но вот наконец наступает чудесный день, о котором ты так долго мечтаешь, — и
ты становишься мастером.
5.
Много незабываемых радостей может быть у человека, но с радостью творчества не сравнится
ни одно чувство.
6.
Пластинка из магнитного железняка в этом компасе указывала не на север (как мы
привыкли), а на юг, поэтому в Китае компас называли «ведающий югом».
7.
После того как в XIII веке знаменитый итальянский путешественник Марко Поло
привёз в Европу компас, европейцы сами начали изготавливать этот полезный
прибор.
8.
Отсюда она постепенно распространилась по всему свету, и в наши дни мировое
пшеничное поле охватывает все обитаемые континенты.
9.
Главный пшеничный пояс протягивается в Северном полушарии; меньший по
размерам — в Южном.
10.
Получается, что нет ни одного месяца в году, когда в той или иной части земного
шара не проводилась бы уборка этой культуры.
11.
В далёкие времена, когда люди не умели ни писать, ни читать, свои законы и
верования, свои предания они хранили не на книжных полках, а в своей памяти.
12.
Поколения за поколениями уходили из жизни, а предания оставались, они
передавались от одного человека к другому, от старших к младшим.
13.
Кроме того, археологами найдено уже большое количество древнерусских грамот,
написанных на берёзовой коре — бересте.
14.
После тщательного изучения этих берестяных писем и записок учёные смогли
предположить, что население Новгорода было грамотным по крайней мере начиная с
XI века.
15.
«В то время как наши предки высекали слова на камнях, славяне уже писали друг
другу письма».
16.
Это сообщение было опубликовано в одной из шведских газет, когда берестяные
грамоты выставлялись в Швеции.
17.
Историческая география населения — наука, изучающая формирование, размещение и
движение населения в разные исторические периоды.
18.
Древнейшие торговые пути, связывавшие народы, являются для этой науки одним из
важнейших направлений.
Грамматические
нормы
1.
Бывает, что за лёгким движением лицевых (мускулы) скрывается множество
различных эмоций.
2.
Учитываются все (пропуск) занятий без уважительной причины.
3.
Перед тем как отправиться в лес, обработайте одежду (аэрозоль) для защиты от
насекомых.
4.
С моими (пятьдесят) баллами по математике нечего было и мечтать о поступлении
на бюджет.
5.
Вчера я (промокнуть) под дождём, потому что забыл зонт.
6.
В этом году по льготной цене было продано около (триста) путёвок.
7.
И маленькая победа над собой делает человека намного (сильный).
8.
К пятнадцатому (апрель) планируется открытие новой библиотеки.
9.
Подготовка к конкурсу заняла у нас чуть больше (полтора) месяцев.
10.
Завтра мы (испечь) традиционный торт «Наполеон».
11.
На совещании все (директор) школ высказались за внедрение в учебный процесс
современных он-лайн технологий.
12.
Мы купили новые (контейнер) для хранения продуктов.
13.
Мы каждую весну (стричь) декоративные кусты в нашем саду и обрезаем сухие ветки
на деревцах.
14.
По (оба) сторонам дороги цвели яблони.
15.
Путь к гостинице оказался (длинный), чем мы предполагали.
16.
В пункте проката висело объявление «Осторожно (ездить) на самокате по улицам
города».
17.
Хороший урожай (яблоко) порадовал и фермеров, и торговцев.
18.
Московский Кремль имеет двадцать (башни).
19.
После спектакля режиссёр обратился с речью к (восемьсот) зрителям.
20.
Установка оборудования для фильтрации воды в будущем (сберечь) здоровье жителей
города.
21.
Сердце синего кита весит около (семьсот) килограммов.
22.
Во время тренировок опытные (инструктор) помогут вам добиться высоких
результатов.
23.
Накануне конкурса жюри (принять) решение о его переносе на следующую неделю.
24.
Пароход отплывает, вслед (он) звучит прощальный марш.
25.
На ужин мама приготовила салат из огурцов и (помидоры).
26.
Моя бабушка много работает и совсем не (беречь) своё здоровье.
27.
К (оба) краям портниха приладила кружева.
28.
Лесная малина ароматнее и (мелкий), чем садовая.
29.
Мы с Пашей (Власов) прошлым летом вместе отдыхали в лагере.
30.
На этом вопросе следует остановиться более (подробно).
Средства
выразительности
1.
Порывы ветра раскачивали машину, и казалось, что она сейчас перевернётся и
покатится вместе с нами, как перекати-поле!
2.
Мы шли уже четыре часа, останавливались и стреляли в воздух, надеясь на чудо, но
только свирепые льдинки, как зубы хищников, клацали у наших задубелых лиц.
3.
Скрипка плакала и смеялась, она летала по небу и устало брела по земле.
4.
И этот другой не имеет никакого отношения к неприступному зданию музыкального
училища, к его таинственной жизни, к ярким окнам, у которых свои разные голоса.
5.
Она была совсем некрасивая: маленькая, тощая, волосы висят, как бело-рыжие
прямые нитки, закрывают уши, лоб, глаза.
6.
Ещё у нас в классе была Эля Гладких, очень красивая, как фарфоровая кукла.
7.
Сослуживцы любили бабушку, они говорили, что с ней вместе из бухгалтерии ушла
музыка: бабушка постоянно что-нибудь напевала.
8.
Все этажерки и книжные полки в доме рассказывали гостям, что они были сделаны
руками Олега.
9.
Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто
холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не
имеет ко мне никакого отношения.
10.
И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской
несуразности.
11.
Я вспомнил прекрасные, чуть пожелтевшие от времени гравюры на стенах своей
комнаты в доме у двух хлопотливых старух.
12.
Толпа дам и мужчин в наглухо застёгнутых сюртуках, толпа семидесятых годов
девятнадцатого столетия, смотрела на меня со стен с глубоким вниманием.
13.
Та взяла — просто из вежливости, чтобы не обидеть, чтобы не спугнуть своего
счастья, и уже уверенней побежала за женщиной. Так они и скрылись за углом.
14.
Женщина скользнула взглядом по собаке и прошла мимо, но собака пошла за ней, сначала
неуверенно, потом решительно и безоглядно.
15.
Интересно, отчего эти незамысловатые, но такие милые сердцу картинки до сих пор
так прочно остаются в его памяти?
16.
А вот бабушка, мамина мама, та не могла жить без кофе, и священный бабушкин кофейный
ритуал, когда в её квартиру вселялся дух кофе, завораживал Андрюшу.
17.
Я с детства хорошо знал язык, и наша «немка» Елена Францевна души во мне не
чаяла и никогда не спрашивала у меня уроков.
18.
Вдруг ни с того ни с сего она вызвала меня к доске.
19.
Ни в лес, ни в поле, ни по длинной тропке среди моря колосьев ржи.
20.
А в глубине террасы стоял Лёня, и сердце его сдавливала боль.
(1)Знакомство наше состоялось, когда Оська уже учился
в школе. (2)К маме пришла её подруга с сыном.
– (3)Ну, показывай, чем живёшь! – сказал Оська.
(4)Давно уже содержимое ящиков письменного стола
потеряло для меня всякий интерес, но, чтобы развлечь гостя, я показал ему какие-то
инструменты, коллекцию пересохших, почти рассыпающихся бабочек
в коробке под стеклом, толстый, в красном тиснёном
переплёте альбом
с марками, финский нож и пистолет.
(5)В альбоме с марками его привлекли портреты царей,
шахов, султанов, магараджей, президентов и прочих правителей кануна мировой
войны, когда этот альбом был выпущен, – коллекцией моей он пренебрёг.
(6)Раздражение моё против гостя росло.
– (7)Альбом – вещь, а марки – дерьмо, – подвёл итоги
Оська. – (8)Что у тебя ещё есть?
(9)Обветшалые сокровища оставили его равнодушным:
кроме альбома, он не нашёл у меня ничего заслуживающего внимания. (10)Чем он
живёт, что может его заинтересовать?
– (11)Что ты читаешь, бледнолицый? – замогильным
голосом произнёс Оська.
(12)Я мотнул головой на полку с книгами. (13)Он
подошёл, взгляд его удивлённых, раскосых глаз забегал по корешкам. (14)Меня
злила эта беглость, означавшая, что все книги ему знакомы. (15)При этом он
что-то бормотал, то вдруг повышая голос почти до крика, то опадая в шёпот.
(16)Затем отчётливо и спокойно сказал, глядя мне в лицо:
– (17)Стихов у тебя нет. (18)Ну, а «Смока Беллью» ты
хоть читал?
– (19)Не помню. (20)Может, читал. (21)Чьё это?
– (22)Джека Лондона. (23)Если б читал, помнил бы.
(24)Целая серия романов. (25)Все лучшие люди зачитываются. (26)А ты ...
(27)Он явно нарывался. (28)Но до каких пор должен я
терпеть его разнузданность? (29)Оська явно демонстрировал своё пренебрежение ко
мне: он слонялся по комнате, трогал вещи и небрежно отбрасывал, выкрикивал
раздражающе непонятные стихи, свистел, пел. (30)Но задело меня другое: он вроде
в дураки меня зачислил. (31)Самолюбие мешало признаться в этом, но злоба
закипела, противно и сладко.
– (32)А чем ты увлекаешься?– превозмогая себя, спросил
я.
(33)Вместо ответа он сунул мне под нос ладонь, а когда
я машинально наклонился, то вдруг хлопнул меня по носу и губам и радостно
захохотал. (34)Ни слова не говоря, я выпрямился и ударил его кулаком в лицо.
(35)Ударил сильно, он отлетел назад, наткнулся на продавленное кресло
и повалился в его истёртую кожаную глубь. (36)Он
потрогал ушиб и увидел на пальцах кровь. (37)Лицо его скривилось. (38)Я ждал,
что он, конечно, расплачется, и хотел этого, но он не заплакал. (39)Он посмотрел
на меня – странно, без тени страха или злости, даже обиды не было в его
раскосых, тёмно-карих глазах, лишь удивление и словно бы вина.
– (40)Слушай, – сказал он добрым голосом. – (41)Ну,
чего ты?.. (42)Я вовсе не хотел тебя обидеть. (43)Правда!
(44)Я молчал. (45)Я видел его подпухший нос, тонкое
лицо, шелковистые брови, непрочное, нежное, будто фарфоровое, лицо, и горло
забило картофелиной.
– (46)Брось!.. (47)Забудем!.. – (48)Он выметнулся из
кресла, подошёл ко мне и протянул руку.
(49)И это открытое движение доброты, нежности и
доверия перевернуло во мне душу… (50)Я никогда больше пальцем не тронул Оську,
как бы он ни задирался, а это случалось порой в первые годы нашей так сложно
начавшейся дружбы. (51)Позже я бдительно следил, чтобы его кто-нибудь не
обидел. (52)А такая опасность постоянно существовала, потому что, при всей
своей доброте, открытости и любви к людям, Оська был насмешлив, размашист,
крайне неосмотрителен. (53)Однажды Оську избил парень по кличке Жупан. (54)Я
публично вздул Жупана, чтобы другим было неповадно. (55)Сам Оська подошёл,
когда экзекуция уже закончилась. (56)Он отвёл меня в сторону.
– (57)Я прошу тебя… я очень прошу тебя никогда за меня
не заступаться. (58)Ладно? (59)Просто мне наплевать, а для таких, как Жупан, –
целая трагедия. (60)Не выношу, когда унижают людей…
* Нагибин Юрий Маркович (1920–1994) – русский
писатель-прозаик, журналист и сценарист.
«Что значит уважать человека?».
Комментарии
Отправить комментарий