Разминка + сочинение
Журка опять потянулся к
полкам и взял самую прочную и новую на вид книгу с золотыми узорами на корешке.
Это оказались «Три мушкетёра» — старые друзья, которым Журка обрадовался, он
начал перелистывать страницы, разглядывая картинки…
И вдруг увидел между страницами
узкий белый конверт. Видимо, дедушка решил, что, если все другие книги
покажутся Журке неинтересными, то «Мушкетёров» он всё равно пролистает до
конца. Тем же прямым почерком, каким раньше дед писал короткие поздравления на
открытках, на конверте было выведено: Ю р и к у.
Журка сперва сам не
знал, чего испугался, хотя нет, не испугался, а задрожал от непонятной тревоги.
Оглянулся на прикрытую дверь, подошёл к окну и, суетливо дёргая пальцами,
оторвал у конверта край. Развернул большой тонкий лист…
Дед писал чёткими, почти
печатными буквами:
«(10)Журавлик! (11)Книги
на этих полках — тебе. (12)Это старые мудрые книги, в них есть душа. (13)Я их
очень любил. (14)Ты сбереги их, родной мой, и придёт время, когда они станут
твоими друзьями. (15)Я это знаю, потому что помню, как ты слушал истории о
плаваниях Беринга и Крузенштерна и как однажды пытался сочинить стихи про
Галактику, помнишь?
(16)Малыш мой крылатый,
ты не знаешь, как я тебя люблю. (17)Жаль, что из-за разных нелепостей мы
виделись так редко. (18)В эти дни я всё время вспоминаю тебя. (19)Чаще всего,
как мы идём по берегу Каменки и я рассказываю тебе про своё детство и большого
змея. (20)Про то, как он тащит меня в лёгкой тележке сквозь луговую траву, и я
вот-вот взлечу за ним. (21)Жаль, что так быстро оборвалась тонкая бечева…
(22)В детстве я утешал
себя, что змей не упал за лесом, а улетел в далёкие края и когда-нибудь
вернётся. (23)И его бумага будет пахнуть солёными брызгами моря и соком
тропических растений. (24)Наверно, потому я к старости и стал собирать эти
книги: мне казалось, что они пахнут так же.
(25)И сейчас я оставляю
всё это тебе, как моему самому большому и настоящему другу. (26)Может быть, эти
книги помогут тебе взлететь.
(27)Журка, вспоминай
меня, ладно? (28)Ты вспоминай, как мы расклеивали в твоём альбоме марки,
говорили о кораблях и созвездиях, а вечерами смотрели на поезда. (29)И учись
летать высоко и смело! (30)Ты сумеешь. (31)Если тяжело будет — выдержишь, если
больно — вытерпишь, если страшно — преодолеешь. (32)Самое трудное знаешь что?
(33)Когда ты считаешь, что надо делать одно, а тебе говорят: делай другое.
(34)И говорят хором, говорят самые справедливые слова, и ты сам уже начинаешь
думать: а ведь, наверное, они и в самом деле правы. (35)Может случиться, что
правы. (36)Но если будет в тебе хоть капелька сомнения, если в самой-самой
глубине души осталась крошка уверенности, что прав ты, а не они, делай
по-своему. (37)Не оправдывай себя чужими правильными словами.
(38)Прости меня, я,
наверное, длинно и непонятно пишу… (39)Нет, ты поймёшь, ведь ты у меня славный,
умница. (40)Жаль, что я тебя, кажется, больше никогда не увижу. (41)Никогда не
писал длинных писем. (42)Никому. (43)А теперь не хочется заканчивать. (44)Будто
рвётся нить…
(45)Видишь, какое
длинное письмо написал тебе, мой настоящий друг, твой дед Юрий Савельев».
(46)Журка дочитал письмо
и сразу, не сдерживаясь, заплакал. (47)Его резанули тоска и одиночество,
которые рвались из этого письма. (48)И любовь к нему, к Журке, о которой он,
оказывается, и не знал. (49)И ничего нельзя уже было сделать: ни ответить
лаской, ни разбить одиночества…
*
Крапивин Владислав Петрович (1938‒2020) — советский и российский детский
писатель.
В
чем проявляется любовь и забота близких?
1.
Расставьте знаки
препинания. Укажите цифры, на месте
которых должно стоять тире.
И. К. Айвазовский (1)
один из самых известных художников-пейзажистов России. Основная тема его
творчества (2) море. Захватывающие (3) поражающие воображение (4) баталии и
битвы на морских просторах (5) вот за что (6) так горячо любимы всеми (7)
картины И. К. Айвазовского. Высокую оценку творчеству художника давали многие
его современники. «В его буре есть упоение, есть та вечная красота, которая
поражает зрителя в живой настоящей буре», (8) писал об Иване Константиновиче
Ф. М. Достоевский. А художник И. Н. Крамской отмечал (9) «Айвазовский, кто бы и
что ни говорил, есть звезда первой величины, во всяком случае; и не только у
нас, а в истории искусства вообще».
2.
Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки препинания.
Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
Дом-музей Петра I в Вологде
(1) именуемый «Петровским домиком» (2) служил резиденцией императора во время
визитов в город. На фасаде здания сохранилась старинная каменная доска (3) на
которой изображена рука (4) с зажатой секирой. До сих пор в музее хранятся
камзолы Петра I (5) старинные стулья с голландским гербом на спинках (6)
походные солдатские фляги с гравировкой. Всего (7) около 100 экспонатов (8)
отражающих быт (9) и реалии того времени.
3.
Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки
препинания. Укажите цифры, на месте
которых должны стоять запятые.
Однажды(1) возвращаясь из
Петровского(2) я заблудился в лесных оврагах(3) где под корнями дубов(4)
вязов(5) и клёнов бормотали неугомонные ручьи(6) а на дне самых больших
оврагов(7) можно было угодить (8)и в маленькие озёрца.
4.
Расставьте знаки
препинания. Укажите цифры, на месте
которых должно стоять тире.
Расположенный в самом
центре города Волгограда (1) Дом Павлова (2) это один из самых главных
памятников (3) посвящённых нелёгкой победе в Сталинградской битве. Этот
неприметный дом (4) символ стойкости (5) и воинского подвига. В сентябре 1942
года в нём расположилась разведгруппа под командованием сержанта Якова Павлова.
Оборона жилого здания (6) вот какая важная задача стояла перед ней. Немецкие
войска (7) на протяжении двух месяцев по нескольку раз за день атаковали дом
(8) но каждый раз им приходилось отступать.
5.
Пунктуационный анализ.
Расставьте знаки
препинания. Укажите цифры, на месте
которых должны стоять запятые.
В четком строю(1) то
выныривая(2) то пропадая(3) дельфины промелькнули по левому борту(4) и мне
показалось(5) что они бегут(6) будто спасаясь(7) от чего-то.
6.
Прочитайте текст. Вставьте
пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.
Междуцарствие
7.
Прочитайте текст. Вставьте
пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква А.
Девушка
8.
Прочитайте текст. Вставьте
пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.
Дед
9.
Прочитайте текст. Вставьте
пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И.
Ель располагает свои корни
под
10.
Прочитайте текст. Вставьте
пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква А.
Возле самой воды, в густых
1. Тип
10 № 27888
(1)А было это давно, Оля тогда в школе училась.
(2)Чтобы хорошо учиться, до глубокой ночи за уроками сидела. (3)Ещё очень
любила Оля книжки читать, жаль, что времени на них почти не оставалось.
(4)Утром вставала рано, до свету, – курам задать корма, то да сё, потом младших
будила, в школу собирала. (5)А там уроки да перемены. (6)И Сашка Кочетков,
первый не то что в классе, а в школе шалопай, заводила
и
непоседа. (7)Вечно с двойки на тройку перебивался, а к старшим классам вдруг
остепенился, взялся за ум – решил, что после школы в Москву поедет, в институт
будет поступать. (8)Все смеялись и подтрунивали над ним, а Оля была уверена: он
своего добьётся. (9)Она верила в него, как ни в кого.
(10)С пятого класса по нему сохла. (11)Вроде бы не
было в нём ничего необычного – худенький, светло-русый, нос с горбинкой, а
взгляд такой твёрдый, решительный…
(12)Пять лет Оля держала внутри это чувство, стараясь
ничем не выдать себя. (13)Как среднюю школу окончили, так больше половины
одноклассников разъехались кто куда, а он до последнего класса учился, бередил
ей душу. (14)Нравилось ей в нём всё: мужественность какая-то, ещё лёгкость к
жизни, весёлость. (15)Оля-то девочка замкнутая, чрезмерно серьёзная. (16)Не
умела она на публике выступать, вперёд никогда не лезла, предпочитала скромное
место в последнем ряду. (17)А Сашка не такой – он прикольный, смешной.
(18)Анекдоты рассказывал так, что все до колик хохотали, в самодеятельности
участвовал, где ему всегда главные роли давали. (19)Потому и решился в
театральный поступать.
(20)А как он её один раз защитил! (21)Был у них в
классе такой Лёшка Игнатьев, высокий, тучный, злой на всех. (22)Мало кто с ним
общался, и вообще никто не дружил. (23)А он, однако, всё старался обратить на
себя внимание, да не получалось. (24)Даже за одной партой сидел с ней, Олькой,
которую по фамилии только и знал и никогда, кроме домашнего задания по
русскому, ни о чём не спрашивал.(25)Вот как-то у кого-то день рождения был, и
раздали всем по конфете. (26)Оля ещё и развернуть своё угощение не успела, как
почувствовала сильную боль в затылке – это Лёшка её кулачищем огрел, а он у
него – будь здоров. (27)Ударил и отобрал конфету. (28)Слёзы хлынули потоком, и
от боли, и от обиды. (29)Уж каким Лёшка
ни
был порой грубым и наглым, но такого она от него не ожидала. (30)Уткнулась Оля
мокрыми щеками в ладони и тихонько всхлипывала, боясь привлечь к себе внимание.
(31)Хорошо, перемена – в классе суета, шум, гам. (32)Не любила она скандалов,
да и вообще, совестно показаться рёвой перед всеми, большие ведь уже были,
седьмой класс.
–
(33)И не стыдно тебе девчонку бить? – услышала она вдруг голос Саши. –
(34)Силач!
–
(35)Чего? – привстал Лёшка, и Оля почувствовала дрожь в коленях: ох, Сашка, зря
ты полез, ещё и тебя огреет. (36)Только бы поскорее всё закончилось, только бы
потише…
–
(37)Да, ничего, приходи после уроков, поговорим, – храбро ответил ему Олин
защитник и обратился к ней:
–
(38)На, возьми мою конфету!..
(По
О.Ю. Рою)*
*
Рой Олег Юрьевич (род. в 1965 г.) – российский писатель.
Анализ содержания текста.
Какие из высказываний
соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Оля была прилежной
ученицей и заботливой сестрой.
2) Первый в школе заводила
и непоседа Саша Кочетков, перебивавшийся с двойки на тройку, к старшим классам
остепенился и решил поступать в театральный институт.
3) В день рождения Лёшки
Игнатьева всем раздали по конфете, которую у Оли тут же отобрали.
4) Сашка не побоялся
защитить Олю от наглого и грубого мальчика, с которым никто в школе не дружил.
5) Лёшке Игнатьеву стало
совестно, и он вернул Оле конфету.
2. Тип 10 № 28196
(1)У Юры Хлопотова была самая большая и интересная
коллекция марок в классе. (2)Из-за этой коллекции и отправился Валерка Снегирёв
к своему однокласснику в гости.
(3)Когда Юра начал вытаскивать из массивного
письменного стола огромные и почему-то пыльные альбомы, прямо над головами
мальчишек раздался протяжный и жалобный вой...
–
(4)Не обращай внимания! — махнул рукой Юрка, сосредоточенно ворочая
альбомы. — (5)Собака у соседа!
–
(6)Почему же она воет?
–
(7)Откуда я знаю. (8)Она каждый день воет. (9)До пяти часов. (10)В пять
перестаёт. (11)Мой папа говорит: если не умеешь ухаживать, не заводи собак...
(12)Взглянув на часы и махнув рукой Юре, Валерка в
прихожей торопливо намотал шарф, надел пальто. (13)Выбежав на улицу, перевёл
дух и нашёл на фасаде дома Юркины окна. (14)Три окна на девятом этаже над
квартирой Хлопотовых были неуютно темны.
(15)Валерка, прислонившись плечом к холодному бетону
фонарного столба, решил ждать, сколько понадобится. (16)И вот крайнее из окон
тускло засветилось: включили свет, видимо, в прихожей...
(17)Дверь открылась сразу, но Валерка даже не успел
увидеть, кто стоял на пороге, потому что откуда-то вдруг выскочил маленький
коричневый клубок и, радостно визжа, бросился Валерке под ноги.
(18)Валерка почувствовал на своём лице влажные
прикосновения тёплого собачьего языка: совсем крошечная собака, а прыгала так
высоко! (19)Он протянул руки, подхватил собаку, и она уткнулась ему в шею,
часто и преданно дыша.
–
(20)Чудеса! — раздался густой, сразу заполнивший всё пространство лестничной
клетки голос. (21)Голос принадлежал щуплому невысокому человеку.
–
(22)Ты ко мне? (23)Странное, понимаешь, дело... (24)Янка с чужими... не
особенно любезна. (25)А к тебе — вон как! (26)Заходи.
–
(27)Я на минутку, по делу.
(28)Человек сразу стал серьёзным.
–
(29)По делу? (30)Слушаю.
–
(31)Собака ваша... Яна... (32)Воет целыми днями.
(33)Человек погрустнел.
–
(34)Так... (35)Мешает, значит. (36)Тебя родители прислали?
–
(37)Я просто хотел узнать, почему она воет. (38)Ей плохо, да?
–
(39)Ты прав, ей плохо. (40)Янка привыкла днём гулять, а я на работе. (41)Вот
приедет моя жена, и всё будет в порядке. (42)Но собаке ведь не объяснишь!
–
(43)Я прихожу из школы в два часа... (44)Я бы мог гулять с ней после школы!
(45)Хозяин квартиры странно посмотрел на непрошеного
гостя, затем вдруг подошёл к пыльной полке, протянул руку и достал ключ.
–
(46)Держи.
(47)Пришло время удивляться Валерке.
–
(48)Вы что же, любому незнакомому человеку ключ от квартиры доверяете?
–
(49)Ох, извини, пожалуйста, — мужчина протянул руку. — (50)Давай знакомиться!
(51)Молчанов Валерий Алексеевич, инженер.
–
(52)Снегирёв Валерий, ученик 6-го «Б», — с достоинством ответил мальчишка.
–
(53)Очень приятно! (54)Теперь порядок?
(55)Собаке Яне не хотелось спускаться на пол, а потом
она бежала за Валеркой до самой двери.
–
(56)Собаки не ошибаются, не ошибаются... — бурчал себе под нос инженер
Молчанов.
(По
В. Железникову) *
*
Железников Владимир Карпович (род. в 1925 г.) — современный детский
писатель, кинодраматург. Его произведения, посвящённые проблемам взросления,
стали классикой отечественной детской литературы и переведены на многие языки
мира.
Анализ содержания текста.
Какие из высказываний
соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Инженер Молчанов боялся
доверить ключи от квартиры незнакомому человеку.
2) Инженера Молчанова
удивила готовность мальчика взвалить чужие заботы на свои плечи, и он странно
на него посмотрел.
3) Инженер Молчанов был
удивлён реакцией своей собаки на незнакомого человека.
4) Инженер Молчанов не
гулял со своей собакой, потому что ленился.
5) Собаки обладают особым
чутьём и не ошибаются, узнавая чуткого и доброго человека.
3. Тип 10 № 36155
(1)До́ма, в котором жила бабушка, уже нет. (2)За его
счёт расширили улицу. (3)Я думаю, бабушка была бы этому рада. (4)Вообще
характер у неё был удивительный… (5)К примеру, ей нравилось, что её старинный
балкон выходил не в тихий двор, а как бы нависал над тротуаром, не умолкавшим
ни днём ни ночью.
— (6)Есть на что свалить свою старческую
бессонницу! — говорила бабушка.
(7)У неё было четыре дочери. (8)Но только моя мама
жила в одном городе с бабушкой. (9)И не просто в одном городе, а за углом, в
трёх шагах. (10)Точнее сказать, в двадцати семи… (11)Я подсчитал однажды
количество шагов от бабушкиного дома до нашего.
— (12)Хорошо, что мы не живём вместе, в одной
квартире, — говорила бабушка. — (13)С детства люблю ходить в гости.
(14)Встречают, провожают… (15)Ухаживают!
(16)В гости она любила не только ходить, но и ездить.
(17)Она часто вспоминала о том, как ездила много лет подряд на лето в деревню к
своему брату — учителю.
(18)Под Новый год бабушка всегда почему-то ждала, что
дочери, жившие в других городах, позовут её к себе. (19)Она даже присматривала
в магазинах игрушки, которые повезёт своим внукам.
(20)Дочери присылали поздравительные открытки. (21)Они
сообщали, что очень скучают. (22)Они любили её. (23)И наверное, просто не
догадывались… (24)Конечно, я мог бы им обо всём написать. (25)И однажды совсем
уж собрался… (26)Но бабушка остановила меня.
— (27)За подсказки, я слышала, ставят двойки?
— (28)Ставят, — ответил я.
(29)В канун Нового года я решил пригласить в театр
свою одноклассницу Галю. (30)На спектакль я купил два билета. «(31)Подойду к
Гале, — думал я, — и как бы между прочим скажу: у меня оказался лишний билет.
(32)Возьми, если хочешь…» (33)И весь спектакль буду сидеть рядом с ней! (34)Так
закончится год… (35)И я буду считать его самым счастливым во всей своей жизни!
(36)В конце декабря, словно сговорившись, пришли
открытки от всех маминых сестёр. (37)Они поздравляли бабушку, маму с папой и
даже меня. (38)Опять писали, что очень скучают и никак не дождутся встречи!
— (39)В ожидании тоже есть прелесть: всё ещё
впереди… — тихо сказала бабушка.
(40)Мама и папа стали объяснять, что им очень не
хочется идти завтра в какую-то компанию, но не пойти они просто не могут. (41)И
я в тон им с грустью сказал:
— А мне завтра придётся пойти в театр.
(42)Бабушка стала поспешно искать что-то в сумке.
(43)Тогда я вдруг… неожиданно для самого себя произнёс:
— Пойдём со мной, бабушка. (44)У меня есть лишний
билет!
(45)Родители очень обрадовались. (46)А бабушка ещё
ниже склонилась над своей сумкой. (47)Она продолжала что-то искать в ней.
(48)Но теперь уже, мне казалось, от радости.
(49)Огромная, добела раскалённая люстра начала
остывать, остывать… (50)Медленно, как бы нехотя раздвинулся занавес. (51)И на
сцене появился мальчишка. (52)Он шёл, останавливался, думал. (53)И снова шёл…
(54)И я верил, что он идёт к старой женщине, которая полвека была учительницей,
а потом заболела, покинула школу. (55)А жить без ребят не могла. (56)И
мальчишка решил победить её одиночество…
(57)Когда огромная люстра под потолком стала вновь
раскаляться, бабушка ткнула пальцем в программку и сказала:
— Она… волшебная актриса!
— (58)Которая играет мальчишку?
— (59)Да… — бабушка помолчала.— (60)Потому что
она — это ты. (61)Сегодня, по крайней мере…
— (62)Ну что ты?! — скромно возразил я.
— (63)Пойдём в буфет, — предложила
бабушка. — (64)Я обожаю толкаться в театральных буфетах!
(65)Сейчас, через много лет, я думаю: «Как жаль, что
бабушку не видели в тот вечер её дочери, жившие в других городах… (66)Они бы
поняли, как легко было сделать её счастливой!»
(По
А. Г. Алексину) *
*Алексин Анатолий Георгиевич (1924–2017) — советский
и российский писатель, сценарист и драматург, автор книг для детей и юношества.
Анализ содержания текста.
Какие из высказываний
соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Бабушка рассказчика
очень не любила уличный шум.
2) Дочери бабушки, жившие в
других городах, всегда приглашали её в гости на Новый год.
3) Рассказчик хотел
пригласить в театр свою одноклассницу, но изменил своё намерение, почувствовав,
как грустно будет бабушке в канун праздника остаться одной.
4) После спектакля
рассказчик с бабушкой пошли навестить старую учительницу.
5) Бабушка очень любила
бывать в театральных буфетах.
4. Тип 10 № 36166
— (1)Я вам сейчас покажу великих мастеров, — сказал
Пётр Петрович.
(2)Он взял с полки альбом.
— (3)Попал я с фронта в Ленинград. (4)Нева во льду.
(5)Метель метёт. (6)Блокада. (7)Иду я по Неве к Академии художеств. (8)Захожу в
вестибюль. (9)Печурка. (10)Сидят люди, греются. (11)Худые, бледные лица. (12)Я
говорю:
— Хочется мне повидать своего учителя Осьмёркина.
(13)Я у него до войны учился.
— (14)Повидать его можно. (15)Только он недавно в
Эрмитаж ушёл.
— (15)Бросьте шутки шутить, какой тут может быть Эрмитаж!
(16)Кругом голод и холод.
(17)Мне спокойно отвечают:
— (18)Он очень любит великих мастеров смотреть.
(19)Вы его ещё дого́ните. (20)Он медленно ходит.
(21)Догоняю его. (22)Еле-еле с палочкой идёт мой
учитель по широкой набережной. (23)Снег вокруг метёт что есть силы. (24)И шарф
его, помню, по ветру трепещет… (25)Вгляделся он в меня и говорит: «Петечка, ты?
(26)Очень рад, что я тебя встретил. (27)Мы сейчас с тобой великих мастеров
пойдём смотреть…»
(28)Пётр Петрович ходил из угла в угол.
(29)Мы рассматривали альбом с великими мастерами.
(30)Пётр Петрович говорил:
— Рембрандт! (31)Запомните это имя! (32)Эти руки
старухи, целая жизнь человека в этих руках! (33)Такие руки мог написать только
Рембрандт! (34)Его автопортрет: старик Рембрандт улыбается, прищурившись,
смотрит на нас… (35)Рембрандт стар. (36)Но он помнит те времена: толпится знать
Амстердама в его мастерской, гогочут и возмущаются: не нравится им, как
Рембрандт их изобразил! (37)Художник видел их такими, какие они на самом деле.
(38)Скандал! (39)Тычут в картину палками… (40)Он не стал свою картину
исправлять, не стал… (41)Вот почему старик Рембрандт улыбается.
(42)Делакруа́! (43)Чистый цвет! (44)Романтика!..
(45)«Охота на льва», «Дерущиеся лошади», «Марокканская фантазия» — несутся
всадники на фоне гор… (46)Лодка в бушующем море… (47)У этого человека было
солнце в голове и буря в сердце! (48)Запомните это имя!
(49)Рафаэль! (50)Гениально: линии поют…
(51)Благородство, человечность, красота… (52)Кстати, сравните «Мадонну
Сикстинскую» вот с этой, другого художника… (53)Всё не то! (54)Не то! (55)В
том-то всё и дело… (56)Хотя и тут всё правильно нарисовано… (57)Такие сравнения
полезны, они вносят ясность. (58)Ведь всё относительно, но Рафаэль — вершина,
а к вершине нужно стремиться!
(59)Запомните это имя! (60)Тинторе́тто!
(61)Удивительно! (62)Потрясающе! (63)Когда Суриков был в Венеции, он там увидел
холсты Тинторетто. «(64)Я слышу свист мантий!» — воскликнул Суриков.
(65)Высочайшее мастерство… (66)Всё в холсте словно движется… (67)Всё как будто
просто… (68)Кажется, вот возьмёшь кисть — и сам напишешь точно так же, до того
всё кажется просто! (69)Написано сердцем, вот в чём дело! (70)И начинаешь
верить, глядя на Тинторетто, что когда-нибудь сам возьмёшь и напишешь вот так,
как захочешь… (71)Гений не подавляет. (72)Он вливает в тебя бодрость духа, это
удивительно!
(73)Рублёв! (74)Запомните это имя!!!
(75)Пётр Петрович говорил откуда-то из угла комнаты,
будто он говорил сам себе. (76)Некоторые слова он выкрикивал, а некоторые
говорил тихо. (77)Картины были замечательные, это верно. (78)Но я не видел,
чтобы пели линии. (79)Не видел, чтобы в холсте у Тинторетто что-нибудь
двигалось. (80)Не мог я понять, почему один Рембрандт мог написать такие руки!
(81)Алька тоже не видел этого. (82)Хотя он повторял: «Да, да!» — словно он
понимал всё. (83)А между тем, думал я, наверное, всё это есть там, в этих
картинах. (84)И линии там, наверное, поют, и люди у Тинторетто движутся, и
мантии свистят у Тинторетто… (85)Всё это, наверное, есть там, раз Пётр Петрович
видит это. (86)А я не вижу…
— …(87)При жизни он не был известным, вот что
любопытно. (88)Древнерусские мастера даже фамилий не подписали на своих
работах. (89)Какое имеет значение в конце концов, кем эта работа сделана?
(90)Важно, что она сделана!
(91)Когда мы с Алькой уходили, я вдруг вспомнил, что
хотел спросить, что это за малые голландцы, которые оттачивали селёдочные
головы… (92)Хотел спросить и не спросил.
(По
В. В. Голявкину) *
*Голявкин
Виктор Владимирович (1929–2001) – русский советский писатель, художник,
иллюстратор.
Анализ содержания текста.
Какие из высказываний
соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Пётр Петрович поделился
с ребятами воспоминаниями о своём учителе, который во время блокады Ленинграда
ходил в Эрмитаж любоваться картинами великих мастеров.
2) В разговоре с учениками
Пётр Петрович обращал внимание ребят на художественные открытия великих
мастеров.
3) Знатные люди Амстердама
были в восторге от того, как их изобразил на своей картине Рембрандт.
4) Герой-рассказчик и Алька
после рассказа учителя с лёгкостью замечали, как на картинах движутся люди,
свистят мантии, поют линии.
5) Настоящее искусство не
подавляет человека, а даёт вдохновение и силы творить.
5. Тип 10 № 30235
(1)В эту ночь Сергей возвращался из соседней деревни.
(2)Он шагал прямиком по степи. (3)Пока совсем не стемнело, Сергей видел
знакомые очертания гор и не боялся сбиться с пути. (4)Но сумерки сгущались.
(5)И горизонт растаял. (6)А скоро совсем ничего не стало видно, даже свою
вытянутую руку. (7)И не было звёзд. (8)Глухая тёмная ночь навалилась, как
тяжёлая чёрная вата. (9)Ветер, который летел с северо-запада, не смог победить
эту плотную темноту, ослабел и лёг спать в сухой траве.
(10)Сергей шёл и думал, что заблудиться ночью в степи
в сто раз хуже, чем в лесу. (11)В лесу даже на ощупь можно отыскать мох на
стволе или наткнуться на муравейник и узнать, где север и юг. (12)А здесь темно
и пусто. (13)И тишина. (14)Слышно лишь, как головки каких-то цветов щёлкают по
голенищам сапог.
(15)Сергей поднялся на высокий холм и хотел идти
дальше, но вдруг увидел в стороне маленький огонёк. (16)Он горел неподвижно,
словно где-то далеко светилось окошко. (17)Сергей повернул на свет. (18)Он
думал, что ещё придётся много шагать, но через сотню метров подошёл к низкой
глинобитной мазанке*. (19)Огонёк был не светом далёкого окошка, а пламенем
керосиновой лампочки. (20)Она стояла на плоской крыше мазанки, бросая вокруг
жёлтый рассеянный свет.
(21)Сергей постучал в оконце и через несколько секунд
услышал топот босых ног. (22)Скрипнул крючок. (23)Мальчик лет десяти или
одиннадцати взглянул снизу вверх на Сергея.
— (24)Заблудились?
— (25)Мне надо на Кара – Сук, – сказал Сергей.
— (26)Это правее, километра три отсюда. (27)А вы,
видимо, не здешний?
— (28)Будь я здешний, разве бы я заблудился? –
раздражённо заметил Сергей.
— (29)Случается… (30)Есть хотите?
— (31)Хочу.
(32)Мальчик скрылся за скрипучей дверью и сразу
вернулся с большим куском хлеба и кружкой молока.
— (33)Ты, что же, здесь один?
— (34)Не… (35)Я с дедом. (36)Отару овец пасём.
— (37)А зачем у вас лампа на крыше горит? – спросил
Сергей, прожёвывая хлеб.
— (38)Да так, на всякий случай. (39)Вдруг заплутается
кто… (40)А в степи ни огонька.
— (41)Спасибо, — сказал Сергей, протягивая кружку.
(42)Сергей не стал объяснять, что сказал спасибо не за
еду, а за огонёк, который избавил его от ночных блужданий.
— (43)Ты каждую ночь зажигаешь свой маяк? – спросил
Сергей.
— (44)Каждую… (45)Только дед сердится, что я керосин
зря жгу. (46)Я теперь стал рано-рано вставать, чтобы успеть погасить. (47)Дед
проснётся, а лампа уже на лавке…
(48)Мальчик негромко засмеялся, и Сергей тоже
улыбнулся.
(49)Вскоре Сергей задремал. (50)Когда он проснулся, то
увидел, что ночь посветлела. (51)Снова проступили очертания гор, начинался
синий рассвет.
— (52)Эй, внук, – донёсся из мазанки стариковский
голос, – лампу задул? (53)А то я сегодня рано встаю.
(54)Мальчик вскочил – Сергей весело рассмеялся и
протянул ему руку.
—(55)Мне пора… (56)Спасибо за огонёк!
(57)Мальчик смущённо подал маленькую ладонь и
покосился на лампу. (58)Она всё ещё горела неподвижным жёлтым огнём.
(По
В. Крапивину*)
*
Крапивин Владислав Петрович (род. в 1938 г.) – детский писатель, автор книг
о детях и для детей.
___________________________________________
*
Мазанка – дом, хата из глины или обмазанного глиной дерева, кирпича.
Анализ содержания текста.
Какие из высказываний
соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Когда Сергей возвращался
из соседней деревни, была звёздная ночь.
2) Мальчик знал, что Сергей
плохо знал дорогу на Кара-Сук, поэтому встречал его около дома.
3) Дедушка просил внука
зажигать лампу, чтобы в темноте лучше было видно двор.
4) Каждую ночь мальчик
зажигал на крыше дома керосиновую лампу, чтобы помочь путникам, заблудившимся в
степи.
5) Сергей поблагодарил
мальчика за помощь.
6. Тип 10 № 13082
(1)Он растяпа, этот Вовка. (2)Олег же его
предупреждал! (3)Деревенские ребята хорошие, но их надо авторитетом брать,
после этого они станут друзьями — во!
(4)А с авторитетом вот что вышло.
(5)Олег-то в Ольшанке сто раз был. (6)Он только вылез
из автобуса, и к нему сразу кинулись мальчишки: Минтин, Витёк и Егорка.
(7)Расхватали вещи и понесли к дому его родни.
(8)А у самого дома на Вовку пошёл какой-то сивобородый
козёл. (9)Чего козёл Сивка от Вовки хотел, неизвестно, и Вовка на всякий случай
попятился, споткнулся и шлёпнулся прямо в грязь.
(10)Витёк и Минтин ка-ак захохочут, за ними — самый
маленький — Егорка. (11)А Вовка от стыда готов был провалиться сквозь землю.
(12)После обеда Минтин с Витьком повели компанию в лес
в свой «фирменный» малинник.
(13)Вскарабкавшись на обрыв по узенькой тропе, они
очутились на заброшенной вырубке. (14)Это и был малинник: запах малины, жара и
шмелиное жужжание...
(15)Когда наелись малины, повернули назад и по дороге
решили зайти в старый парк.
(16)Одна из аллей шла в самый глухой угол парка.
(17)Там стояла бывшая барская контора, которая смотрела на прохожих пугающе
чёрными пустыми окнами.
(18)Солнце уже клонилось к закату, и было совсем
по-вечернему.
–
(19)Здесь чёрт живёт, — неожиданно сказал Минтин, — это все наши старики
знают.
–
(20)Там, — указал пальцем в небо Олег, — космонавты круглосуточно вкалывают,
а у вас — черти!
(21)Олег пихнул Вовку коленом и губами показал:
«Авторитет!..» (22)А вслух сказал:
–
(23)Вовка, сходи в разведку и выведи этого чёрта на чистую воду.
(24)Вовка поморщился… (25)А может, правда там
кто-нибудь есть?
–
(26)Я с тобой пойду! — закричал Егорка.
–
(27)Вдвоём и дурак сходит, — отрезал Олег. — (28)Или ты один иди, или я один.
–
(29)Ладно, пошёл я, — сказал Вовка.
(30)Он понимал: Олег точно уж пойдёт вместо него, но
тогда — хоть в другую школу уходи.
(31)Вовка медленно зашагал к чёрному входу и замер.
(32)Он зажмурил глаза, досчитал до пяти и вошёл. (33)Его охватила холодная, как
вода, тьма. (34)Сердце стучало у самого горла... (35)Но глаза понемногу
привыкли, и тьма немного рассеялась. (36)Он глянул в самый тёмный угол — прямо
на него смотрели жуткие золотые глаза. (37)Ох и взвизгнул он, а потом засмеялся
мелким, как дрожь, смехом и пошёл на эти глаза, ведь он разглядел под ними
знакомую сивую бороду.
–
(38)Сивка, — с облегчением произнёс Вовка.
–
(39)Молоток, старик! (40)Теперь ты легенда, Минтин по всей деревне разнесёт, —
как-то даже с завистью сказал Олег.
–
(41)А, пустяки, главное, мы Сивку домой привели, — ответил Вовка и немного,
конечно, соврал.
(42)Но он рад был происшествию, потому что Витёк его
зауважал и Сивка оказался Сивкой, а не чем-то вроде...
(По
В. И. Одноралову) *
*
Одноралов Владимир Иванович (род. в 1946 г.) — оренбургский поэт, прозаик,
публицист и детский писатель.
Анализ содержания текста.
Какие из высказываний
соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Вовка хотел доказать
ребятам, что в век, когда люди летают в космос, глупо верить в чертей.
2) Вовка хотел найти козла
Сивку, отвести его домой и этим заслужить благодарность хозяев животного.
3) После того как ребята
наелись малины, они решили заглянуть в старый парк.
4) Вовке пришлось пойти в
заброшенную контору из-за боязни прослыть трусом.
5) В деревне ходили
легенды, что в бывшей барской конторе чёрт живёт.
7. Тип 10 № 28894
(1)В тот день на берегу моря Зыбин всё-таки достал
краба. (2)Краб был страшно большой и плоский, и, присмотревшись, на нём можно
было разглядеть бугры и колючки, какие-то швы, зубчатые гребешки. (3)Если его
засушить, получится, наверное, прекрасный сувенир!
(4)Краб неделю просидел под кроватью. (5)Он сидел всё
в одном и том же месте, около ножки кровати, и, когда кто-нибудь наклонялся над
ним, он с грозным бессилием выставлял вперёд зазубренную клешню. (6)На третий
день около усов показалась пена, но, когда Зыбин к нему притронулся, краб
пребольно, до крови, заклешнил ему палец. (7)Тогда Зыбин ногой задвинул краба к
самой стене — вот он там и сидел сначала, а потом лежал. (8)На пятый день его
глаза подёрнулись белой плёнкой, но только Зыбин притронулся к нему, как он
выбросил вперёд всё ту же страшную и беспомощную клешню.
(9)На панцире тоже появилось что-то вроде плесени.
(10)На седьмой день Зыбин утром сказал Лине:
–
(11)Всё, больше я не могу — вечером я его выпущу.
(12)Она ответила:
–
(13)И я пойду с вами.
(14)Они договорились встретиться на набережной.
(15)Когда стемнело и она подошла к морю, он уже сидел
и ждал её. (16)Краб был в его шляпе. (17)3ыбин сказал:
–
(18)Вот уж не думал никогда, что во мне сидит такой скот! (19)Обречь кого-то на
медленное и мучительное умирание! (20)Никогда бы не поверил, что способен на
такое! (21)Я думал: посидит, заснёт, как рыба. (22)А боль я должен был
понимать… (23)Этим нельзя пренебрегать...
–
(24)Слушай, — прервала его Лина, наклоняясь над шляпой. — (25)Ещё бы день, и
он был бы готов.
(26)Он закатал до колен брюки и вошёл в воду.
–
(27)Да, — сказал он. — (28)Конечно! (29)Но больше я уже не могу. (30)У
каждого скотства есть какой-то естественный предел. (31)А я перешёл его.
(32)Он наклонился над водой и опрокинул шляпу. (33)Под
светом фонарика по белому подводному песочку бегали светлые извилистые тени
волн. (34)Краб упал на спину да так и остался.
–
(35)Мёртв, — сказала Лина, подняв на Зыбина обескураженный взгляд.
–
(36)Да, — тяжело согласился он. — (37)Поздно. (38)Ещё вчера... — (39)Смотри,
смотри!
(40)Сперва заработали ноги. (41)Краб перевернулся,
медленно, с трудом поднялся. (42)Встал, отдыхая и отходя. (43)Он стоял,
большой, корявый, стоял и набирался сил. (44)И как-то сразу же пропали все
белые пятна.
–
(45)Будет жить, — сказал Зыбин твёрдо.
(46)Какая-то мелкая рыбёшка приплыла, сверкнула
голубой искрой и сгорела в луче фонаря, исчезла.
(47)Тогда краб двинулся. (48)Он пошёл неуклюже,
кряжисто, как танк. (49)Шёл и слегка шатался. (50)Прошёл немного и остановился.
–
(51)Будет жить, — повторил Зыбин. — (52)Будет жить!
(По
Ю. Домбровскому) *
*
Домбровский Юрий Осипович (1909 — 1978) — русский прозаик, поэт,
литературный критик.
Анализ содержания текста.
Какие из высказываний
соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Зыбин достал на берегу
моря большого краба, хотел его засушить и сделать сувенир.
2) Краб прожил у Зыбина под
кроватью почти девять дней, пока тот не решился выпустить беднягу на волю.
3) Подруга Зыбина Лина
настояла на том, чтобы он отпустил краба в море.
4) Зыбин осознал, что
обрекает краба на медленную и мучительную смерть, поэтому решил выпустить его в
море.
5) Попав снова в море, краб
сначала не шевелился, но потом ожил и стал медленно двигаться в воде.
Комментарии
Отправить комментарий